Организация тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях


ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» подготовил памятку о мерах по организации ознакомления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с правилами поведения в ситуации оповещения об опасности и о порядке действий педагогического работника. Ознакомиться методическими материалами можно по ссылке: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/08/Pamyatka-ot-23.08.pdf


Методическое пособие "Работа с детьми, испытывающими трудности в изучении учебных предметов в основной школе"


Рекомендации по организации взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений инвалидов


Методические рекомендации по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ


Рекомендации о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с инвалидностью с учетом необходимости обеспечения индивидуализированного подхода


Методические рекомендации по вопросам организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра с применением модели «ресурсный класс» в общеобразовательной организации


Памятка по созданию условий\специальных условий при проведении независимых диагностик для обучающихся с ОВЗ и\или инвалидностью


Разработка индивидуальных программ комплексной психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации/Авт.-сост. О.Ф. Богатая, 2019. – Сургут. С – 112.


Консультативно-диагностическая работа с семьями, воспитывающими детей с РАС. Методические рекомендации / Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Хаустов А.В., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 85 с.


Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, а также с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. 

Методические рекомендации размещены на портале ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» (https://ikp-rao.ru/razgovory-o-glavnom/). 


Незрячие и общество: текущий библиографический указатель / Российская государственная библиотека для слепых. — Москва : [б. и.], 1996–    . — Электронный ресурс. 2021 г. : [12+] / [составитель Л. М. Жданова]. — 2022.


Методические рекомендации по разработке (актуализации) и реализации адаптированных основных образовательных программ среднего профессионального образования


Методические рекомендации по комплексному психолого-педагогическому, в том числе тьюторскому, сопровождению студентов с инвалидностью, обучающихся по программам среднего профессионального образования / Д.Р. Макеева, Е.А. Канатникова, Е.А. Деникаева [и др.]. – М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 53 с.


В целях научно-методического сопровождения реализации приоритетных направлений развития общего образования в Российской Федерации Департаментом государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России совместно с подведомственными учреждениями в 2021 году реализован ряд научных проектов, результаты которых могут быть полезны в практической деятельности органов управления образованием различного уровня и образовательных организаций.

С информацией о результатах проектов можно ознакомиться ЗДЕСЬ


Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации в 2022 году (Письмо Рособрнадзора от 31.01.2022 №04-18)


Письмо от 04.04.2022 №Б-41\Р22\2 "О мероприятиях, направленных на дальнейшее развитие инклюзивного образования в 2022 году"


Методические рекомендации по внедрению единых требований к наличию специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования и профессионального обучения


Методические рекомендации по проведению в организациях отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов


Методические рекомендации по организации комплексного подхода к вопросам профессионального развития специалистов органов опеки и попечительства


Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России в рамках реализации мероприятий по организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при переходе образовательных организаций на дистанционный формат обучения направляет очередной пакет методических материалов для использования в работе.

По ссылке: https://disk.yandex.ru/d/58JtUG_CboznTA?w=1 размещены и доступны для скачивания методические материалы:

В разделе «ЗПР»:

  1. Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР с применением дистанционных образовательных технологий (рекомендации для специалистов).
  2. Методические рекомендации по организации дистанционного консультирования подростков с ЗПР и их родителей в рамках работы психологической службы образовательной организации (рекомендации для специалистов).
  1. Вариативные модели организации обучения младших школьников с ЗПР (вариант АООП НОО 7.1 и 7.2) с использованием дистанционных образовательных технологий (рекомендации для специалистов).
  2. Рекомендации по дифференцированному подходу к созданию образовательных условий для обучающихся с ЗПР в условиях дистанционного обучения (рекомендации для родителей).
  3. Особенности разработки индивидуального учебного плана для обучающихся с ЗПР в условиях дистанционного обучения (рекомендации для специалистов).

В разделе «Нарушения слуха»:

  1. Методические рекомендации и материалы для организации дистанционного сопровождения родителей специалистами отдельных образовательных организаций для обучающихся с нарушениями слуха (рекомендации для специалистов).
  2. Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей с нарушениями слуха.

В разделе «Нарушения речи»:

1.   Методические    рекомендации    для     учителей     начальных    классов по составлению планов-конспектов и видеосопровождения уроков разного типа в условиях дистанционного образования обучающихся с ТНР.

В разделе «НОДА»:

1.   Методические рекомендации       для     учителей     начальных    классов по составлению планов-конспектов и видеосопровождения уроков разного типа в условиях дистанционного образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.


Уважаемые коллеги! Обратите внимание! Утверждены и опубликованы методические рекомендации «О контроле качества обучения в условиях инклюзии» (А.Д. Вильшанская, О.В. Егупова, под редакцией Н.В. Бабкиной).

С методическими рекомендациями можно ознакомиться на сайте «Института коррекционной педагогики РАО» по ссылке: https://ikp-rao.ru/metodicheskie.../soderzhanie-10/


В рамках реализации мероприятий по организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при переходе образовательных организаций на дистанционный формат обучения Министерство просвещения направляет очередной пакет методических материалов для использования в работе.

Более подробная информация в письме Минпросвещения России


Письмо Минпросвещения России "О направлении материалов" (методические материалы по дистанционному обучению)


Методические рекомендации по обеспечению информационно-просветительской поддержки родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья,  в рамках регионального проекта «Поддержка семей Кировской области, имеющих детей»


Методические рекомендации по проведению демонстрационного экзамена в процедурах итоговой и промежуточной аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных особенностей участников демонстрационного экзамена, в том числе для выпускников, имеющих медицинские показания для создания особых условий сдачи государственной итоговой аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена


Федеральные методические рекомендации: https://yadi.sk/d/58JtUG_CboznTA?w=1


В рамках реализации комплекса мер по совершенствованию методики преподавания детям-инвалидам с различными нозологиями при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения, а также по организации повышения квалификации педагогов Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России направил в субъекты Российской Федерации материалы с методическими рекомендациями. 

С материалами можно ознакомиться в письмеМатериалы для скачивания


В соответствии с пунктом 24 межведомственного комплекса дополнительных мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2020 – 2021 годы, утвержденного протоколом заочного заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Минпросвещения России совместно с МВД России, Минкомсвязью России, АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» разработаны методические рекомендации, содержащие алгоритмы действий для педагогов и родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет.

Методические материалы можно скачать ЗДЕСЬ


Методическое пособие по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма


Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России представляет методическое пособие по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма, разработанное ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» с привлечением представителей научного сообщества для использования в работе образовательными организациями, в которых обучаются учащиеся указанной категории.

Методическое пособие


Программа повышения квалификации «Организация и осуществление дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и с инвалидностью от 5 лет до 18 лет» и учебно-методический комплект к ней


"Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации" (утв. Минздравом России 17.10.2019, Минпросвещением России 14.10.2019)


Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи (Часть 1)

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи (Часть 2)


Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий