Кафедра инклюзивного образования
КОГОАУ ДПО ИРО Кировской области

Основная миссия кафедры - обеспечение подготовки высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста, обладающего знаниями в области специальной (коррекционной) педагогики, владеющего эффективными коррекционно-образовательными технологиями, способного проектировать собственное профессиональное развитие.

Основополагающие концептуальные идеи:

- непрерывность, опережающий характер педагогического образования;

- гуманизация учебно-воспитательного процесса;

- единство социокультурного, профессионального и духовно-нравственного развития личности педагога;

- ориентация на творческую деятельность и внедрение в учебный процесс современных информационных технологий;

- личностно-ориентированное обучение и формирование профессиональной компетентности педагога;

- совершенствование качества обучения в рамках повышения квалификации путем развития аналитических навыков, навыков моделирования коррекционно-развиваюшего образовательного пространства для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Новые условия, сформировавшиеся на сегодняшний день в российской экономической и общественной жизни, ведут к необходимости смены парадигмы стандартизации профессионального образования, требуют разработки и реализации образовательных программ нового поколения. В связи с этим возникла необходимость проведения работы по обновлению содержания курсов повышения квалификации, укрепление кадрового потенциала.

Обновление содержания образовательных программ повышения квалификации строится исходя из следующих положений:

- Одной из стратегических задач развития системы образования на современном этапе, является интеграция (инклюзия), как один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. (пункт V.«Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства» Национальной стратегии в интересах детей).

- Активизация работы по устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2020 - 2024 годы.

- Развитие системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.

- Обеспечение укомплектованности психолого-медико-педагогических комиссий современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.

- Обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование.

- Внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

- Реформирование системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий.

- Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями.

- Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах.

- Создание и внедрение программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, со стороны служб участковых социальных работников, предоставления услуг так называемой передышки (временного размещения ребенка-инвалида в замещающую семью).

- Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- Проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.

Основные направления деятельности кафедры инклюзивного образования:

Модернизация региональной системы образования: подготовка педагога к успешной профессиональной деятельности в открытой образовательной среде в новом нормативно-правовом поле (в условиях реализации ФГОС)

Создание целостной системы непрерывного образования педагогов в курсовой и межкурсовой период

Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей.

Реализация ключевых направлений деятельности кафедры осуществляется через решение следующих задач:

Научно-методическое обеспечение системы непрерывного повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Развитие опытно-экспериментальной, научно-исследовательской деятельности по решению вопросов подготовки педагогов к работе с детьми, нуждающимися в особой заботе государства.

Разработка и издание научно-методического сервиса системы повышения квалификации по профилю деятельности.

Реализация основных направлений организационно-педагогической работы на основе корпоративного сотрудничества структурных подразделений ИРО.

Повышение квалификации сотрудников кафедры.

Развитие грантовой деятельности.

Расширение и укрепление международного сотрудничества.

Научно-методическое сопровождение базовых образовательных учреждений, организация работы стажировочных площадок, экспериментальных площадок, методических школ, творческих лабораторий.


Состав кафедры

Заведующий кафедрой

Крестинина Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник общего образования

Научные интересы - проектирование образовательной среды, образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов

Контакты: каб.303/1, тел (8332) 25-54-42 доб.241


Педагогические работники:

Смирнова Светлана Анатольевна

Почетный работник общего образования РФ, старший преподаватель 

каб.303/1, тел (8332) 25-54-42 доб.242

Научные интересы - организация обучения детей с ЗПР; проектирование урока в условиях инклюзивного образования; проектирование адаптированных рабочих программ для обучающихся с ЗПР в разных моделях.


Пенкина Юлия Александровна

Кандидат биологических наук, доцент

каб. 302, тел (8332) 25-54-42 доб.246

Научные интересы - обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, с расстройствами аутистического спектра; нейропсихологический подход в обучении детей с выраженными нарушениями развития; выстраивание партнерских отношений между образовательной организацией и семьей, сопровождение и поддержка семей, воспитывающих детей раннего возраста с особенностями развития, консультирование родителей по вопросам образовательного маршрута ребенка с особенностями развития.


Исаева Светлана Анатольевна – преподаватель кафедры.
Педагогический стаж – 42 года, в институте с 1999 года.

В сферу научных и профессиональных интересов входит: педагогика дополнительного образования, андрагогика, социокинетика детства, креативная педагогика. Награждена Почетной Грамотой Министерства образования РФ, Нагрудным знаком «Отличник просвещения РФ».


Степанова Антонина Дмитриевна

Кандидат педагогических наук, доцент 

каб.302, тел (8332) 25-54-42 доб.246


Оралова Елена Владимировна

Преподаватель кафедры

каб.302, тел (8332) 25-54-42 доб.246


Обсекова Евгения Олеговна

Методист кафедры

каб.303/3, тел (8332) 25-54-42 доб.243


Валуйская Елена Анатольевна

Методист кафедры

каб.303/3, тел (8332) 25-54-42 доб.243


Специалист:

Казакова Елизавета Викторовна

Специалист по УМР

каб. 303/3, тел (8332) 25-54-42 доб.243