Издания кафедры:
Материалы сборника, в том числе адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в части оценки качества образования в общеобразовательной школе, будут полезны руководителям образовательных организаций, педагогическим работникам, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего образования.
В издании представлен опыт работы региональной инновационной площадки по теме «Социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе игровой деятельности» на базе КОГОБУ для детей-сирот «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству «Надежда» г. Кирова» в 2021– 2023 годах.
В сборнике обобщены материалы педагогов КОГОБУ для детей-сирот «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству «Надежда» г. Кирова. Представлены публикации, методические разработки сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр, диагностические материалы, перспективные планирования, которые реализованы в образовательной организации.
Сборник включает практические материалы из опыта работы региональной инновационной площадки по теме «Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования», созданной на базе Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска». В сборнике приведены конкретные примеры технологий психолого-педагогического сопровождения. Описаны основные подходы к организации психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации инклюзивной практики. Представлены методические разработки внеурочных занятий с обучающимися с ОВЗ.
Адресован руководителям образовательных организаций, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, методистам, руководителям окружных, районных и школьных методических объединений, педагогам, специалистам сопровождения.
Методические рекомендации посвящены актуальным вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье. Рассматриваются особенности семьи, в которой растёт ребёнок с нарушениями развития, специфика фрустрирующего воздействия нарушений развития ребёнка от рождения до его взросления на психоэмоциональное состояние его родителей. Представлены современные концепции и подходы в сфере поддержки родителей. Предложена схема взаимодействия специалиста и семьи. Даны рекомендации для установления партнёрства с семьями. Описаны концепция взаимодействия образовательной организации и семьи, актуальные аспекты организации социального взаимодействия педагогов образовательной организации и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на разных уровнях образования. Приведены примеры форм работы с семьями.
Методические рекомендации адресованы руководителям образовательных организаций, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям, педагогам, тьюторам, студентам педагогических вузов и другим специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также родителям (законным представителям), воспитывающим детей с особенностями развития.
Сборник включает доклады участников Всероссийской научно-практической конференции, в которых исследованы актуальные вопросы профориентации, профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Материалы сборника отражают следующие направления: развитие инклюзивного профессионального образования; инклюзивные технологии при обеспечении преемственности в дошкольном, общем, профессиональном и дополнительном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; создание условий для профессионального самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Адресован руководителям образовательных организаций, заместителям директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе, методистам, руководителям окружных, районных и школьных объединений, педагогам-психологам, специалистам-дефектологам.
В электронном методическом пособии авторы раскрывают образовательные возможности социокультурной интеграции обучающихся с нарушением слуха в условиях школы-интерната как механизма успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогический коллектив КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Кирова представляет социально-психолого-педагогические, методические механизмы успешной социализации обучающихся с ОВЗ посредством интеграции. Методическое пособие призвано актуализировать образовательный потенциал и механизмы социокультурной интеграции обучающихся с ОВЗ, роль содержания занятий, уроков, дополнительного образования в социализации обучающихся. Пособие адресуется руководителям и педагогическим работникам системы специального (коррекционного), общего и дополнительного образования детей. Институт развития образования, кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования благодарны командам образовательных организаций КОГОБУ ШИ с ОВЗ г. Кирова за активную работу региональной инновационной площадки по теме «Социализации и социокультурная интеграция обучающегося с нарушением слуха в условиях школы-интерната».
В учебно-методическом пособии раскрываются причины трудностей, возникающих у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении программы, содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению данных трудностей в условиях инклюзивного класса, предлагаются варианты адаптации учебного материала на разных учебных предметах с учетом трудностей. Учебно-методическое пособие отражает опыт работы учителей общеобразовательных школ Кировской области, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Пособие предназначено для учителей школ, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.
Организация работы учителя-логопеда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. И.А. Крестинина. – Киров: ИРО Кировской области, 2021. – 102 с.
В учебно-методическом пособии раскрываются особенности организации работы учителя-логопеда по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи или относящимися к группе риска возникновения речевых нарушений.
В пособии с позиции актуальных законодательных и нормативно-правовых актов, научных представлений в области работы с детьми с нарушениями речи обобщен многолетний опыт работы логопедов Кировской области, представлены авторские документы образовательной организации при оказании логопедической помощи.
Пособие адресовано учителям-логопедам дошкольных и школьных образовательных организаций, а также студентам дефектологических факультетов образовательных организаций высшего профессионального образования.
Учебно-методическое пособие можно приобрести в библиотеке Института развития образования Кировской области.
Адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: IX Педагогические чтения (Киров, 17 марта 2021 года): Сборник материалов / Сост. М.А. Салтыкова, Е.Л. Самоделкина, А.Д. Степанова; Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров: ООО «Полиграфовна», 2021. - 111 с. - (Серия «Все дети – наши»)
В сборнике представлены материалы IX Педагогических чтений «Адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (из опыта работы интернатных учреждений г. Кирова и Кировской области). Сборник адресован широкому кругу людей, заинтересованных в развитии и образовании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обеспечении им равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности.
С материалами сборника можно ознакомиться здесь
Цифровизация образования: применение перспективных образовательных технологий в практике современного учителя: Всероссийская научно-практическая конференция (Киров, 20 октября 2020 года): Сборник материалов / Сост. М.С. Давыдова; Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров, 2020. - 237 с. - (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»).
Сборник включает доклады участников Всероссийской научно-практической конференции, в которых рассмотрены актуальные вопросы цифровизации современного образования. Материалы сборника отражают основные направления конференции.
Сборник предназначен руководителям образовательных организаций, заместителям директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе, методистам, руководителям окружных, районных и школьных методических объединений, педагогам, психологам, преподавателям, аспирантам с целью использования в научной работе и учебной деятельности.
Сборник можно скачать здесь
Методические рекомендации для образовательных организаций по реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа»: «Обновление материально-технической базы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам» [Текст]: методические рекомендации / Авторский коллектив. - Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2020. - 74 с.
Методические рекомендации отражают опыт работы специалистов образовательных организаций Кировской области – участников проекта «Современная школа» («Доброшкола» национального проекта «Образование») по обновлению материально-технической базы для реализации основных общеобразовательных программ.
Предназначены для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы по созданию современных условий для детей с особыми образовательными потребностями путём обновления материально-технической инфраструктуры образовательной организации, изменения содержания и повышения качества образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Рекомендации можно скачать ЗДЕСЬ
Сборник содержит материалы из опыта работы образовательной организации. Раскрываются особенности организации выстраивания системы инклюзивного образования в условиях городского округа, рассматривается конкретная модель реализации данного вопроса, разработанная и апробированная в рамках региональной инновационной площадки.
Издание адресовано педагогическим работникам всех ступеней обучения, методистам, руководителям окружных, районных и школьных методических объединений педагогов, студентам колледжей и вузов, обучающихся по педагогическим специальностям.
Использование ЭФУ как средство достижения планируемых результатов освоения ООП и АООП НОО: Сборник материалов / Авторский коллектив, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», КОГОБУ СШ с УИОП г. Белой Холуницы. - Киров: ООО «Полиграфовна», 2019. - 115 с. - (Серия «Региональные инновационные площадки»).
Представленное издание подготовлено для реализации одной из ведущих задач современного образования – использования электронных форм учебников как средства достижения планируемых результатов освоения ООП и АООП НОО. В издании представлен опыт работы региональной инновационной площадки в 2017-2019 гг. на базе КОГОБУ СШ с УИОП г. Белой Холуницы (научный руководитель – С.А. Смирнова, старший преподаватель кафедры специального (коррекционного) и инклюзивного образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»). Сборник содержит материалы из опыта работы образовательной организации.
Издание адресовано педагогическим работникам начальной ступени обучения, методистам, руководителям окружных, районных и школьных методических объединений педагогов, студентам колледжей и вузов, обучающихся по педагогическим специальностям.
Сборник можно скачать ЗДЕСЬ
Как разработать технологическую карту непосредственной образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации / под редакцией Ю.А. Пенкиной. – Киров
Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам дошкольных образовательных организаций (воспитателям, специалистам сопровождения, тьюторам). Они включают краткую психолого-педагогическую характеристику детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР), умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) и расстройствами аутистического спектра (РАС). Предложен пример технологической карты построения непосредственной образовательной деятельности, в которую включены 5 маршрутов психолого-педагогического сопровождения характеристику детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР), умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) и расстройствами аутистического спектра (РАС).
Учебно-методическое пособие: Научно-методическое сопровождение инклюзивного образования и деятельность образовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ
Учебно-методическое пособие подготовлено в рамках обеспечения качества инклюзивного образования. В пособии представлены нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных организаций по обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в соответствии с международными, федеральными, региональными и муниципальными актами, нормативно-правовой базой образовательной организации. Предложены варианты разработки индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных программ отдельных учебных предметов. Раскрыты механизмы адаптации программного материала на уроке, особенности проектирования современного урока с учётом особых образовательных потребностей обучающихся.
Пособие предназначено для руководителей и специалистов органов управления образованием региона, муниципальных органов управления, муниципальных методических служб, администрации и педагогических работников всех образовательных организаций, специалистов сопровождения.
Методические рекомендации: Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в условиях ДОУ: Оценка особенностей развития ребенка с РАС старшего дошкольного возраста: от выявления трудностей и постановки целей, к оценке результатов обучения
Методические рекомендации: Содержание коррекционной работы в начальной школе (на примере обучения математике детей с задержкой психического развития ОС «Перспективная начальная школа»)
Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / под науч. ред. Т.В.Машаровой, С.В.Алёхиной, И.А. Крестининой; ИРО Кировской области. - Киров: ООО "Издательство "Радуга-ПРЕСС", - 2015. - 204 с.
9 июня 2015 года учебно-методическому пособию присвоен гриф Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию и "Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию для обучающихся по направлению подготовки 440302 и 440402 Психолого-педагогическое образование".
Дневник психолого-педагогического сопровождения: сборник методических материалов /под ред. И.А. Крестининой. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014, 55 с.
"Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов. воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей детей-инвалидов" под ред. И.А.Крестининой, к.п.н., заведующей кафедры специального (коррекционного) образования.
«Все дети – наши» (сборник методических материалов) Составители: И.А. Крестинина, М.А. Салтыкова, В.С. Головина. - Сборник методических материалов «Все дети – наши»: из опыта работы интернатных учреждений Кировской области/ сост. И. А. Крестинина, М.А. Салтыкова, В.С. Головина – Вып.4. Киров: ИРО Кировской области, 2014. – 113с.
Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции) Под научной редакцией: Т.В. Машаровой, С.В.Алёхиной, И.А. Крестининой : Всероссийский, Материалы Всероссийской научно – практической конференции «Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья». – Киров: ООО типография «Старая Вятка», 2014.
Деловое и творческое письмо 10-11 классы (учебное пособие для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида) Автор –составитель И.А. Крестинина - Киров: Изд-во «Радуга – ПРЕСС», 2014.-171с., 10,7 п.л.
Деловое и творческое письмо 10-11 классы (учебно-методическое пособие для учителя специальной (коррекционной) школы VIII вида): Автор –составитель И.А. Крестинина - Киров: ООО «Типография» Старая Вятка», 2014.-239с., 15 п.л.
Деловое и творческое письмо 10-11 классы (рабочая тетрадь для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида): Автор –составитель И.А. Крестинина - Киров: ООО «Типография» Старая Вятка», 2014.-35 с., 4,5 п.л.
Рекомендации по разработке учебного плана учебного плана, плана внеурочной деятельности, индивидуальных и групповых коррекционных занятий образовательных учреждений, реализующих программу начального (основного) общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида, М.А. Салтыкова, И.А. Крестинина, Л.А. Коротышева, М.В. Созонтова, ИРО Кировской области, 2013 г.
Разноуровневые тестовые задания по истории России в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида / В.М.Мозговой, О.Ю.Вишневская, В.С.Деришева, Т.П.Журавлева. - Киров: КИПК и ПРО, 2010. - 143 с.
Наш Вятский край: учеб. пособие для учащихся коррекционных школ / авт.-сост. Н.Ю.Киселева: Ин-т развития образования Кировской области. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Киров: ИРО Кировской обл.. 2011. - 94 с.