ИРО Кировской области
Кафедра инклюзивного образования

 

В рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования (ИКП РАО)  реализует масштабный проект «Неделя ИКП. Детство равных возможностей». Проект продолжает традиции и выводит их на принципиально новый уровень выездной работы научного коллектива Института в регионах страны, заложенные в 60-е годы XX в.

С 13 по 17 марта  2023 года в г. Кирове ИКП РАО проводит Неделю Института коррекционной педагогики в Кировской области «Детство равных возможностей».

 Мероприятие пройдёт при поддержке министерства образования Кировской области, КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области».

Цели мероприятия:

-изучение регионального опыта в области сопровождения детей с ОВЗ;

-организация сотрудничества ИКП РАО с региональным профессиональным и родительским сообществом в рамках реализации государственного задания;

-поддержка инновационного, научного и кадрового потенциала региона в области специального образования.

В ходе проведения Недели ИКП РАО сотрудники Института проведут научно-методические, обучающие мероприятия, изучат региональный опыт, посетят коррекционные образовательные учреждения, осуществят консультирование специалистов, педагогов, представителей родительского сообщества и общественных организаций.

Мероприятия Недели Института коррекционной педагогики РАО в Кировской области «Детство равных возможностей» предполагают знакомство с практическим опытом региона, посещение образовательных организаций: КОГОБУ «Центр дистанционного образования детей», региональная общественная организация родителей детей-инвалидов Кировской области «Дорогою добра», КОГОБУ ШИ ОВЗ №1 г. Кирова, КОГПОБУ КМПТ, КОГОБУ ДО «Дворец творчества Мемориал»; трансляцию результатов научных исследований ИКП РАО.

Неделя Института коррекционной педагогики РАО в Кировской области «Детство равных возможностей» включает:

13.03.2023 г. -  Открытие Недели Института коррекционной педагогики в Кировской области; подписание стратегических документов о сотрудничестве ИКП РАО и министерства образования Кировской области; научно-методический семинар «Научно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью».

14.03.2023 г. - Профессионально-экспертные сессии «Детство равных возможностей: особый ребёнок и его семья; дискуссионная площадка «Инклюзивная образовательная среда в Кировской области».

15.03.2023 г. - Расширенное заседание руководителей образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) «Стратегические ориентиры развития специального образования в Кировской области».

16.03.2023 г. - Профессионально-экспертные сессии «Детство равных возможностей: «Подходы к профориентации и профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью», «Непрерывное образование специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, с инвалидностью»; «Воспитание и дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью: правовые механизмы, эффективные модели, инновационные практики Кировской области; закрытие экспертных сессий, подведение итогов работы экспертных сессий.

17.03.2023 г. - Публичные лекции сотрудников ИКП РАО.

По окончании мероприятия участники Недели» ИКП РАО в г. Кирове: сотрудники ИКП РАО, руководящие и педагогические работники образовательных организаций Кировской области и других регионов РФ, родители детей с ОВЗ и с инвалидностью – приобретут новый опыт работы по изучению деятельности региона в плане сопровождения детей с ОВЗ; усилят стремление к продолжению сотрудничества ИКП РАО с региональным профессиональным и родительским сообществом в рамках реализации государственного задания; обратят внимание на дальнейшую поддержку инновационного, научного и кадрового потенциала региона в области специального образования.

Информационное письмо

Программа 


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

13 марта 2023 года в г. Кирове на площадке КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» начались региональные мероприятия Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей». Кировская область стала восьмым субъектом Российской Федерации, в котором проводится данный проект. Он проходит при поддержке Минпросвещения России, Министерства образования Кировской области и регионального Института развития образования.

Основные цели мероприятия - изучение регионального опыта в области сопровождения детей с ОВЗ; организация сотрудничества ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» с региональным профессиональным и родительским сообществом в рамках реализации государственного задания; поддержка инновационного, научного и кадрового потенциала региона в области специального образования.

В работе Недели принимают участие руководящие и педагогические работники образовательных организаций Кировской области и других регионов РФ, сотрудники ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», родители детей с ОВЗ, с инвалидностью.

В своем обращении к участникам Недели заместитель Председателя Правительства Кировской области Светлана Витальевна Шумайлова поблагодарила ИКП за выбор региона для проведения Недели. «Детям с ОВЗ требуется больше поддержки, чем детям нормы, и мы – государство, общество и бизнес – должны помочь справиться им с имеющимися проблемами», подчеркнула она. В регионе накоплен положительный опыт в данном направлении работы, получено дополнительное финансирование по ставкам работников в сфере специального образования. «Нам надо учесть и опыт ИКП, и других регионов, потому что это очень важно», - сказала С.В. Шумайлова.

Высокая актуальность мероприятия была отмечена в приветствии заместителя директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Юлии Михайловны Сачко. Она подчеркнула, что Недели важны для взаимной интеграции науки и региональной практики, с одной стороны, а с другой – являют государству новые запросы и проблемы, которые необходимо решать. «Работа педагога важна для каждого гражданина нашей страны, и в связи с этим дан старт Году педагога и наставника, призванный привлечь внимание к профессии и повысить статус учителя», - сказала она, призвав развивать совместными усилиями науку и практику в деле образования, воспитания и сопровождения детей с ОВЗ.

Гостей и участников Недели приветствовал детский коллектив ансамбля «Дымка» им. Б.Е. Кобринского, при участии детей КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Кирова. Они исполнили танцевальную композицию по мотивам русских народных танцев.

Пленарное заседание открыла министр образования Кировской области Ольга Николаевна Рысева. Она рассказала об опыте работы системы образования детей с ОВЗ, с инвалидностью в регионе, в том числе о деятельности ППМС-центров, служб ранней помощи, региональных мероприятий для детей с ОВЗ, вопросах повышения квалификации педагогов и др. О.Н. Рысева также выразила надежду на установление тесных связей между педагогами региона и ИКП по вопросам специального и инклюзивного образования.

Директор ИКП Татьяна Александровна Соловьева представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью».

В ходе своего выступления Т.А. Соловьева рассказала о богатой истории и традициях института, итогах ключевых научно-исследовательских проектов, реализуемых сотрудниками ИКП. Она также обратила внимание на итоги работ по подготовке новых учебников и учебных пособий, участие ИКП в разработке АООП и методических материалов. Татьяна Александровна проинформировала участников о масштабной деятельности ИКП по поддержке образования детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий, о разработанных конструкторах образовательных программ для разных нозологий. Она рассказала о деятельности института в сфере научного просвещения и книгоиздания, важности сбора и использования исторического наследия для поддержания преемственности и развития самой науки, подчеркнула важность распространения просветительских и информационных продуктов в новых, в том числе и видео-, форматах.

Затем состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве. Документ предусматривает широкое научно-методическое, научно-практическое и информационное взаимодействие по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии. По окончании церемонии, в рамках культурной программы состоялся показ коллекции костюмов «Вятка православная» Театра моды «Каприз».

Во второй половине дня работа стратегической сессии была продолжена.

Заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова рассказала в своем выступлении о деятельности ИКП в сфере проведения общественно значимых мероприятий, развитии проектов по консультированию родителей, в том числе в соцсетях, проинформировала о подведении итогов конкурса по лучшим практикам консультирования, подготовке УМК по предметной области «Технология» и др.

Д.А. Карпова ознакомила участников сессии с возможностями института по обеспечению непрерывного образования специалистов: повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, стажировок, работой кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики. «Здесь играют особую роль выявленные потребности региона, - сказала она, - и программы разрабатываются именно с учетом пожеланий РОИВ».

Зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Наталия Викторовна Бабкина выступила с докладом «Направления и результаты клинико-психолого-педагогического исследования современного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». «Смысл этого исследования – выявление условий и факторов, определяющих качество образования и динамику психосоциального развития детей с ОВЗ и инвалидностью в современных популяциях», - отметила она. К 2030 году планируется создание вариативных «портретов» детей с ОВЗ каждой из нозологических категорий, содержащих систематизированные данные, раскрывающие зависимость вариантов психосоциального развития этих детей от характера и степени ограничений здоровья; от качества удовлетворения особых образовательных потребностей; от условий их воспитания и обучения.

Научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП Екатерина Александровна Кочетова познакомила участников сессии с некоторыми результатами исследования влияния компьютерных технологий и технологий виртуальной реальности на здоровье и качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья, представила разработанное в ИКП мобильное приложение, направленное на формирование здоровых привычек у подростков с ОВЗ.

Затем зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и множественными нарушениями развития Алла Яковлевна Абкович в своем сообщении «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в соответствии с обновлением программно-методического обеспечения» представила масштабную картину законодательных изменений, обновленных санитарно-гигиенических норм, обновленные санитарно-гигиенические нормы и правила, программно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ.

В завершение первого дня Недели ИКП в Кировской области «Детство равных возможностей» состоялась открытая дискуссия, в ходе которой представители ИКП ответили на вопросы участников мероприятия.

С материалами первого дня можно ознакомиться ЗДЕСЬ

Трансляция первого дня


ДЕНЬ ВТОРОЙ

Второй день Недели Института коррекционной педагогики в Кировской области открылся проведением профессионально-экспертных сессий «Детство равных возможностей: особый ребёнок и его семья».

Как отмечает заместитель министра образования Кировской области Елена Воронкина система образования региона ориентируется на образовательную и социальную инклюзию детей с ограниченными возможностями здоровья. В регионе обеспечивается равный доступ и необходимые условия для обучения всех детей независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, социального статуса родителей.

Второй день проходит в формате профессионального диалога. Педагоги Кировской области представляют опыт специального образования региона, а затем специалисты Института коррекционной педагогики делятся знаниями современных исследований, демонстрируют новые инструменты и подходы в этой области.

Московским коллегам представлен Центр дистанционного образования детей. На базе центра проходили сессии. Более 6 тысяч детей с ОВЗ проходят обследование специалистами ПМПК для определения образовательного маршрута. В регионе работает 45 межведомственных служб ранней помощи.

18 ресурсных центров по организации сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью ежегодно оказывают методическую, информационную, просветительскую, диагностическую, консультационную, психолого-педагогическую поддержку педагогов и родителей по вопросам сопровождения детей с ОВЗ более 1 500 педагогам и родителям.

Во второй половине дня работа продолжилась в региональной общественной организации родителей детей-инвалидов Кировской области «Дорогою добра», где коллеги посвятили работу вопросам оказания консультативной помощи и сопровождения семей.

С материалами второго дня можно ознакомиться ЗДЕСЬ

Трансляция второго дня


ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Третий день Недели ИКП в Кировской области «Детство равных возможностей» проходил на базе КОГОБУ ШИ ОВЗ № 1 г. Кирова. Все мероприятия дня проходили в рамках расширенного заседания руководителей общеобразовательных организаций, реализующих АООП «Стратегические ориентиры развития специального образования в Кировской области».

Вначале директор школы-интерната Ю.В. Ожегова ознакомила гостей с опытом учебного заведения по обучению, воспитанию и развитию детей с ЗПР. Затем учителя школы провели серию мастер-классов по рисованию, математике, русскому языку и другим предметам. По окончании мастер-классов участники Недели ознакомились с организацией работы школы в рамках специально организованной экскурсии.

Программа дня также предусматривала блок выступления сотрудников Института коррекционной педагогики. Заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Наталия Викторовна Бабкина рассказала о современных тенденциях в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с ЗПР. Затем для руководителей образовательных учреждений региона сотрудники ИКП провели ряд мастер-классов. Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Татьяна Вячеславовна Кошечкина рассказала об алгоритме организации обследования ребенка и консультирования родителей: направления и задачи работы специалистов, а заместитель директора ИКП Дарья Андреевна Карпова представила широкие возможности применения интерактивного конструктора при разработке программ дополнительного образования обучающихся с ОВЗ. Они также ответили на многочисленные вопросы аудитории.

Затем в рамках презентации опыта региона заведующий кафедрой специального (коррекционного) и инклюзивного образования «Института развития образования Кировской области» И.А. Крестинина презентовала региональный проект института «Взаимообучение образовательных организаций, реализующих АООП, и ресурсных центров по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ», а руководители школ региона поделились опытом создания условий для обучения и воспитания учащихся с различными нарушениями здоровья, а также практикой формирования на базе школ ресурсного центра профессиональных компетенций педагогов, реализующих СИПР, и другим вопросам.

16 марта Неделя ИКП в Кировской области «Детство равных возможностей» продолжит работу на площадке «Кировского многопрофильного техникума».

С материалами третьего дня можно ознакомиться ЗДЕСЬ

Трансляция третьего дня


ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Четвёртый день Недели Института коррекционной педагогики в Кировской области прошел на площадках Кировского многопрофильного техникума и Дворца творчества - Мемориал. 
Особое внимание - вопросам организации и направлений профориентационной работы с подростками с ОВЗ, привлечения их в систему СПО.
Специалисты нашего региона поделились опытом по взаимодействию со школами в этой области и рассказали о механизмах продвижения и брендирования колледжей и техникумов. Без внимания не осталась и тема непрерывного образования специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, инвалидностью.
Продолжая работу во Дворце творчества - Мемориал, коллеги представили опыт воспитания и дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью в Кировской области.
- Дополнительное образование детей - очень актуальное направление. Важно, чтобы мероприятия Недели в каждом слушателе оставили огромный след, массу знаний и опыта, которым делились коллеги друг с другом, и все это было применено на практике. Необходимо, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья получил качественное специальное образование, - отметила Татьяна Видякина, начальник отдела защиты прав детей и специального образования министерства образования Кировской области.

С материалами четвертого дня можно ознакомиться ЗДЕСЬ

Трансляция четвертого дня


ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Пятый, заключительный день 17 марта 2023 года, Недели «Детство равных возможностей» Института коррекционной педагогики в Кировской области проходил в дистанционном формате.

Доклад Елены Александровны Кинаш, кандидата педагогических наук, доцента, старшего научного сотрудника лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики «Педагогические аспекты консультирования семьи, воспитывающей ребёнка с интеллектуальными нарушениями» вызвал особый интерес у участников «Недели» ИКП, т.к. именно в семье закладываются основы будущей взрослой жизни детей, происходит их гармоничное развитие и социальная адаптация.  Семья, воспитывающая ребёнка с интеллектуальными отклонениями в развитии, сталкивается с множеством проблем. Их преодоление требует комплексной, адресной помощи этим семьям.

Елена Александровна Кинаш, опираясь на теоретические основы особенностей детей с интеллектуальными нарушениями и на положения о консультационной помощи семье, отразила структуру нарушений при умственной отсталости, рассказала о специфических особенностях детей с интеллектуальными нарушениями.

Перед специалистами стоят важные задачи: знать общие закономерности и специфические особенности развития детей с нарушениями развития,  содержание АООП, ДО и АООП, критерии оценки действий; владеть методами диагностики, технологией взаимодействия, методиками обследования психологических достижений таких детей.

Докладчик отразила основные принципы работы специалистов с родителями, важными из которых являются индивидуально-оретированный подход к каждой семье; соблюдение корректности включения родителей в педагогический процесс и др.

Елена Александровна Кинаш обосновала выбор методики психолого-педагогического обследования, разграничивая понятия психолого-педагогическая диагностика и педагогическое обследование. По результатам консультирования детей предложила общие рекомендации к условиям воспитания ребёнка в семье родителям – чему и как учить детей с нарушениями в развитии.

В итоге Елена Александровна Кинаш подчеркнула, что «своевременная помощь родителям способствует овладению ими оптимальными формами взаимодействия  и общения со своим ребёнком. Коррекционное обучение способствует появлению у ребёнка с отклонениями в развитии  познавательного интереса к освоению более сложных форм мышления и обеспечивает его социальную трудовую реализацию».

Оксана Сергеевна Аршатская, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» провела мастер-класс «Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам с РАС».

В начале мастер-класса были поставлены задачи коррекционной работы с детьми с РАС, включающие развитие интереса и внимания ребёнка к лицу взрослого, к его речи, мимике, эмоциональным реакциям, призыву к подражанию; вовлечение ребёнка в приятное тонизирующее взаимодействие.  

«Эмоционально-смысловой комментарий является важным принципом работы с детьми с РАС, – подчеркнула Оксана Сергеевна, – он должен быть заразительным, актуализировать в сознании ребёнка приятные впечатления из его личного опыта».

О.С. Аршатская отразила специфику организации школьной жизни детей с РАС, рассказала о создании дневника событий, в котором отражается совместное чтение и обсуждение текстов художественных текстов, социальных историй, реальных школьных ситуаций.

В заключение мастер-класса  докладчик рассказала о характерных трудностях освоения учебных предметов, предложила и проанализировала список литературы для слушателей.

Выступление  О.С. Аршатской носило познавательный характер, очень важный для практического применения специалистами-дефектологами Кировской области.

С материалами пятого дня можно ознакомиться ЗДЕСЬ

Трансляция пятого дня