ИРО Кировской области
Кафедра инклюзивного образования

Итоги X педагогических чтений

20 марта 2024 года состоялись X педагогические чтения «Адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по теме «Содействие устройству в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Участниками педагогических чтений стали представители министерства образования Кировской области, института развития образования, руководители и заместители руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагоги-практики образовательных организаций, специалисты органов опеки и попечительства. Общее количество участников педагогических чтений составило более 100 человек.

 X Педагогические чтения собрали специалистов в области работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Площадкой для обсуждения стал Центр помощи детям имени Г.С. Плюснина села Верховонданка Даровского района. Хочется отметить, что в 2023 году началось перепрофилирование детских домов и школ-интернатов в Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству. Центры занимаются не только содержанием детей, оставшихся без помощи близких. Их главная задача – помощь скорейшему устройству ребенка в новую семью или возвращению его к кровным родителям.

На дискуссионных площадках специалисты обсудили вопросы формирования у воспитанников позитивного образа семьи, адекватных представлений о семейных ролях, функциях, принятия семейного уклада жизни, новых особенностей быта, правил, традиций семьи, вели речь о способах поддержки и развитии связи с родственниками с целью реинтеграции в кровную семью.

Успешная социализация воспитанников учреждений для детей-сирот невозможна без изменения стереотипов в мышлении педагогов, отказа от привычных установок на воспитанников как на проблему нашего общества, преодоления собственных психологических барьеров в поисках наиболее оптимальных средств взаимодействия с детьми-сиротами. Такой педагог способен замечать в детях не только ошибки, недостатки и проблемы в развитии, но и их способности и таланты, уметь выявлять в каждом ребёнке неповторимую одарённость

На протяжении многих лет участники педагогических чтений – специалисты творческой площадки профессионального сообщества – неустанно работают над поисками и внедрением в систему образования, развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, новых педагогических идей, современных технологий, форм и методов работы.

Важно отметить, что X Педагогические чтения проводятся в Год семьи, что подчеркивает заботу и внимание обеспечения каждому ребенку оптимальных условий для развития и интеграции в семейную среду. Результаты и рекомендации, полученные в ходе чтений, смогут быть внедрены в практику работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с целью улучшения их жизни и будущего.

Сборник материалов участников X Педагогических чтений отражает конкретный опыт и наработки в вопросах адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С материалами педагогических чтений можно ознакомиться ЗДЕСЬ


Итоги IX педагогических чтений

Институт развития образования Кировской области сохраняет и поддерживает традицию проведения педагогических чтений в Кировской области.

17 марта 2021 года состоялись IX педагогические чтения "Адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Девятый год встречаются педагоги, партнеры образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обмена опытом работы, демонстрации лучших педагогических практик, определения путей, решения проблем социализации и реабилитации детей-сирот.

Одной из задач образования, обучения и воспитания детей-сирот является их успешная социализация и адаптация к успешным условиям проживания и дальнейшей «взрослой» жизни в обществе.

В образовательных организациях для детей-сирот имеется хороший опыт работы по социализации, подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Именно этим опытом работы и делились коллеги на ежегодных педагогических чтениях.

По материалам IX Педагогических чтений выпущен сборник материалов, который представляет конкретный опыт и наработки в вопросах адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

МАТЕРИАЛЫ IX ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ

Профессиональные пробы – технология осознанного выбора (Болтачева И.А.)

Организация семейного воспитания в условиях учреждения интернатного типа (Быдакова А.Г.)

Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Видякина Т.В.)

Формирование полезных привычек у воспитанников детского дома (Вихарев А.Ю.)

Социально-личностное развитие детей в условиях детского дома (Кужеленкова С.А.)

Постинтернатное сопровождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа: десятилетний опыт пермского края (Миков П.В.)

Лечебная физкультура как средство социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях детского дома (Серебренникова Е.В.)

Адаптация ребенка в приемной семье ( Целищев А.Г.)   

С материалами сборника педагогических чтений можно ознакомиться в разделе "Издания кафедры"