Правовые основы инклюзивного образования

Международные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.

2. Декларация прав ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959.

3. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры 14.12.1960.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят 16.12.1966 резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Вступил в силу 03.01.1976.

5. Декларация о правах умственно отсталых лиц. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1971.

6. Декларация о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1975.

7. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 03.12.1982.

8. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990.

9. Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей. Принята Всемирной конференцией по образованию для всех 5-9.03.1990, Джомтьен. Таиланд.

10. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993.

11. Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество, 7-10.06.1994, Саламанка, Испания.

12. Конвенция о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006.

13. Боннская декларация. Принята Всемирной конференцией ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития, состоявшейся 31.03 – 02.04.2009 в Бонне (Германия).

14. Берлинская декларация о праве на семейное воспитание. Представлена на Первой Всемирной конференции по домашнему образованию в Берлине, Германия, 03.11.2012.

15. План действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе: улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями в Европе в 2006-2015 годах. Утвержден Комитетом Министров 05.04.2006 на 961-м заседании постоянных представителей министров.

 

Федеральные нормативные правовые акты

1. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы».

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с дополнениями и изменениями). ст 43,44,45 (ред. от 01.03.2020)

3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с дополнениями и изменениями).

4. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

6. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

8. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

9. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года».

10. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года».

11. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (Утверждена Зам. Председателя Правительства РФ О. ГОЛОДЕЦ 28.05.2014 № 3241п-П8).

12. Приказ Минобрнауки России от 22.03.2019 № 21н «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования».

13. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).

14. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

16. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

17. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

18. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

19. Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».

20. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

21. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

22. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

23. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Изменения: Приказ Минпросвещения от 08.05.2019 №233Приказ Минпросвещения от 22.11.2019 №632) .

24. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

25. Приказ Минобрнауки России от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Минобрнауки РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования».

26. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.07.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

27. Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».

28. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

29. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 06 августа 2020 № Р-75 "Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"

29. Письмо Минобрнауки России от 21.02.2012 № 06-308 «О рекомендациях об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования».

30. Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ир-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

31. Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

32. Письмо Минобрнауки России от 26.05.2014 № ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов».

33. Письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 № ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью» (вместе с «Разъяснениями о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью»).

34. Письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 № ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».

35. Письмо Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

36. Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 № ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении». (Дополнительные разъяснения Письмо от 27.05.2016 №ВК-1179/07)

37. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

38. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (разъяснения по вопросам исполнения приказов Минобрнауки РФ от 09.11. 2015 № 1309 и от 02.12.2015 № 1399).

39. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 13.11.2015 № 07-3735 «О направлении методических материалов по выявлению и распространению наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

40. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2015 № ВК-3041/07 «О показателях динамики обеспечения образованием детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».

41. Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому».

42. Письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей».

43. Письмо Минобрнауки России и ФИРО от 14.02.2017 № 01-00-11/109 «О проведении внедрения моделей, алгоритмов, программ, методических материалов работы центров по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет». (Приложение1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.1, 4.2, 4.3, Приложение5.1, 5.2)

44. Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

45. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

46. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ (АДОП), способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учётом их особых образовательных потребностей)

47. Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 № 07-818 «Методические рекомендации по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

48. Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утв. Министерством просвещения РФ и Министерством здравоохранения РФ 14 и 17 октября 2019 года).

49. Письмо Министерства просвещения РФ от 08.02.2019 г. №ТС-421/07«О направлении рекомендаций» (об организации обучения детей с тяжелыми нарушениями речи).

50. Распоряжение Правительства Российской Федерации №122-р от 23.01.2021 года "Об утверждении Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года"

 

Региональные нормативные правовые акты

1. Закон Кировской области от 04.05.2008 № 243-ЗО «О развитии инновационной деятельности в Кировской области».

2. Закон Кировской области от 14.10.2013 № 320-ЗО «Об образовании в Кировской области».

3. Постановление Правительства Кировской области от 10.12.2012 №185/738 «О стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Кировской области».

4. Постановление Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 747-П «Об утверждении государственной программы Кировской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области» (подпрограмма «Доступная среда»).

5. Постановление Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 754-П «Об утверждении государственной программы Кировской области «Развитие образования»

6. Постановление Правительства Кировской области от 30.12.2013  № 242/947 «Об установлении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности общеобразовательных организаций Кировской области».

7. Постановление Правительства Кировской области от 29.01.2014 № 245/37 «О субсидиях областным государственным автономным и бюджетным учреждениям, подведомственным министерству образования Кировской области».

8. Постановление Правительства Кировской области от 03.03.2014 № 251/151 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2016 № 85/67, от 20.09.2019 №493-П) «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, детьми-инвалидами и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях».

9. Распоряжение министерства образования Кировской области от 27.09.18 № 5-483 «О создании Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Кировской области, утверждении ее состава и порядка работы».

10. Приказ министерства образования Кировской области от 14.02.16 № 5-151 «Об утверждении Порядка выдачи направлений в организации для обучающихся с ОВЗ, подведомственные министерству образования Кировской области».

11. Приказ министерства образования Кировской области от 06.06.2017 № 5-520 «Об утверждении регионального плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2017-2020 годы».

12. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ, рекомендованный министерством образования Кировской области (примерная форма).

 

 

Муниципальные нормативные правовые акты

1. План-график мероприятий муниципального уровня по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных учреждениях муниципального образования.

2. Приказ об организации мониторингов по оценке готовности муниципальных образовательных систем к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3. Приказ о контроле готовности общеобразовательных учреждений к внедрению ФГОС для обучающихся с ОВЗ.


Полезные ссылки и материалы 

Примерные адаптированные основные общеобразовательные программ (смотреть здесь)